Вымирание динозавров: еще один довод в пользу астероидной теории.
13 февраля 2011 |4 869
Автор: nanoAdmin

Бурная жизнь окружает нас со всех сторон и до самых до окраин. Взрываются сверхновые звезды, сталкиваются галактики, черные дыры с хрустом пожирают все, что близко лежит, и даже, говорят, в эту самую минуту где-то рождаются новые вселенные. Впрочем, и нам нечего жаловаться — и у нас по соседству все кипит, все бурлит, все гремит и клокочет. Вот в последние месяцы астрономы обнаружили на Луне доселе неведомый, скрытый кратер, которому они дали название Южнополярный Айткен-Бассейн и который оказался самым большим (более 2000 км в диаметре, в него полностью уместились бы — с юга на север — Соединенные Штаты) и самым глубоким из всех лунных кратеров — а их на ней, как вы знаете, предостаточно. Полагают, что тот гигантский астероид, который оставил этот след на Луне, был так огромен, что пробил лунную кору насквозь и даже вскрыл верхний слой лунной мантии. «Представляете, какой был ударчик!» — жизнерадостно говорят астрономы и нетерпеливо потирают руки в предвкушении того, что нового расскажут им недра Луны о недрах Земли.

alt

А что же мы? И мы не лыком шиты и в доказательство можем предъявить свидетельства, что и наша Земля была в свое время — да и сейчас остается — ареной бурной, кипучей жизни, под стать остальному космосу. Ученые давно нам напоминают, что и нас навещали огромные астероиды, и не позднее, чем 65 млн лет назад (плюс минус лапоть). Как вы уже наверняка догадались, речь опять идет о гибели динозавров. Чтобы не пересказывать лишний раз информацию из открытых источников, напомним лишь, что эту биологическую катастрофу (в ходе которой погибли не только динозавры, но и половина всех сухопутных растений и насекомых, а также множество морских организмов) одни ученые (большинство) объясняют ударом гигантского астероида, а другие (меньшинство) — гигантским извержением вулканов на индийском плоскогорье Декан.

Если ваш турагент продаст тур в этот регион, сегодня на этой части Индийской геологической платформы вы увидите вполне заурядные гнейсы, кристаллические сланцы и кварциты. Но время от времени, когда в ученых кругах одна из сторон находит новые аргументы в свою пользу, застоявшийся спор взрывается с новой силой, под стать самой катастрофе. Сейчас большая группа ученых решила навести окончательный порядок в этих аргументах и заново обозреть все наличные факты. Картина получилась такая.

Начиная с 1980-х годов, когда впервые была выдвинута астероидная гипотеза и найдены (в Италии) следы внеземного иридия в тонком слое отложений 65-миллионолетней давности, такие же следы найдены к настоящему времени уже в 350 местах земного шара. В сущности, эти следы найдены во всех местах, где такой слой сохранился, что говорит о глобальности катастрофы. Содержание иридия возрастает с приближением к кратеру Чикскулуб (Мексика), имеющему тот же возраст. В слоях вблизи этого кратера найдены оплавленные сферические частицы (глобулы), которые тоже характерны для сильного метеоритного удара. По оценкам авторов обзора, удар выбросил в атмосферу от 100 до 500 гигатонн серы, что в сотни раз превышает возможности самого длительного и мощного извержения. Исследования в океанах приводят к выводу, что в его глубинах температуры практически не изменились, что, опять-таки, не согласуется с обязательными последствиями многосотлетних извержений. Более того, длительные извержения должны были бы оставить живым существам время для адаптации; между тем все данные указывают на внезапность их гибели. В основном катастрофа была вызвана нарушением «линий питания» (например, морские организмы погибли из-за исчезновения планктона и т. п., крупные наземные — из-за глобального выгорания лесов и т. д.). Столь же быстрым было появление новых организмов (в частности, млекопитающих), заполнивших освободившиеся ниши. В целом, говорит один из авторов нового обзора из Израиля в журнале Science, картина не похожа на последствия длительного извержения. Многовековой вулканизм тех времен в Индии, конечно, мог расшатать планетные экосистемы, но это произошло на несколько сот тысяч лет раньше. Каких-либо прямых доказательств такого вулканизма во время самой катастрофы не найдено. Как говорит другой автор: «Картина сложная, но вывод простой: глобальную биологическую катастрофу 65 млн лет назад вызвал одиночный удар астероида».

Подготовил и прислал Редовик Александр.